Амон Карабаев маршал РАФ
20:53, 21 декабря 2017г.
В каждом деле есть люди, которые всегда на виду. Они глядят на нас с экранов телевизоров, показывают своё мастерство или ставят спортивные рекорды и т.д. Но есть и люди, о которых часто говорят "маленькие", имея ввиду не их рост или степень занятости, а именно их незаметность обычному человеку. При этом стоящие передними задачи порой весьма огромны.
Ведь никто не будет спорить с тем, что внешний вид кинозвезды зависит не только от её природной красоты, но и от визажиста и костюмера, качество товара - не от директора, а от скромного работника на конвейере, а скорость лыжника не только от силы его ног, но и от правильной смазки, которую подбирает сервис-бригада.
В автоспорте тоже есть такие люди - это маршалы, которые на официальном языке гонок именуются "специалистами, обеспечивающими безопасность". Сами же они говорят о себе как о простых волонтёрах, которые зачастую не получают за свою работу никаких денег - лишь пропуск в паддок, да возможность встретится лично с лучшими гонщиками планеты. Порталу "За Рулём Кубань" повезло - к нам в гости пришёл один из таких людей. Это маршал Российской автомобильной федерации (РАФ) Амон Карабаев, у которого мы попытались узнать - как стать маршалом и что входит в их обязанности? А также вообще о гоночном мире.
Кто такой маршал?
Официально маршал - это рабочий персонал, который располагается вокруг трассы. Их первая и главная забота - безопасность. В частности, это эвакуация болидов и пилотов в случае опасности, предупреждение гонщиков флагами о ситуации на трассе.
Как поведал нам Амон, маршал, не смотря на высокое официальное звание, в первую очередь волонтёр, то есть доброволец, который оказывает организаторам того или иного мероприятия посильную помощь. В том числе и в плане обеспечения безопасности. На сегодняшний день существуют определённые международные стандарты (FIA), есть и российские (РАФ). И для того чтобы пройти путь от маршала на региональных соревнований до гонок "Формулы 1", надо примерно года два. Нужно получить соответствующую квалификацию, также кандидату присваивают определённую категорию.
Как стать маршалом?
Чтобы стать маршалом, самое главное безумно любить автоспорт и быть ему беззаветно преданным. Что же касается конкретных действий, то достаточно обратиться в региональную автоспортивную федерацию и заявить о своём желании стать волонтёром. После этого кандидата отправляют на различные специальные теоретические занятия (семинары и т.д.) и предлагают ему отправиться добровольцем на ближайшее соревнование, причём не важно, какого именно уровня.
Языковой барьер.
Как рассказал Амон Карабаев, при отборе на зарубежные этапы знание английского языка приветствуется, но не является обязательным. Международное маршальское сообщество, своего рода братство. Поэтому в крайнем случае можно спокойно объясниться жестами и взаимопонимание будет достигнуто. При этом все всегда друг другу помогают.
Вообще, что касается языка, то маршалы "разговаривают" с помощью множества разных флагов. В том числе и с гонщиками - маршалы, собственно, для этого и существуют . Даже самые далёкие от автогонок люди знают, что жёлтый, самый главный, сообщает о проблемах на трассе или опасности и необходимости сбросить скорость. Красный говорит об остановке заезда, а зелёный сигнализирует, что всё хорошо. Синий сообщает гонщику о том, что ему необходимо пропустить более быстрого соперника (как правило это происходит, когда лидеры обгоняют на круг). Всего флагов порядка 11-ти.
Амон Карабаев: "Самый страшный флаг для маршала и гонщиков - чёрный. Он означает дисквалификацию пилота, которому этот флаг показывают. Есть вариант чёрного флага с оранжевым кругом - внутри круга находится номер гонщика, у которого обнаружена техническая неисправность и этот флаг предписывает ему немедленно отправится в боксы".
Кроме флаговых маршалов, есть маршалы вмешательства. Они наблюдают за происходящим на трассе. Всего на одном посту могут находится от четырёх до семи маршалов. На "Формуле 1" на посту присутствуют ещё и профессиональные пожарные, которые проходят специальную подготовку по тушению формульных болидов.
Рабочий день маршала.
День проведения гонок для маршала очень насыщенный. Как правило это ранний подъём, около 5-ти утра. А в России бывает и раньше. У каждого маршала есть расписание всего уик-энда, где день расписан практически поминутно. Вообще же работа маршала начинается накануне Гран-при, то есть в четверг. Но на 100% работа начинается в пятницу (день тренировок) и до конца гонки в воскресение.
Сколько зарабатывает маршал?
Кроме беззаветной любви к автоспорту маршалу необходимо иметь запас средств. Ведь он доброволец, который делает всё за свой счёт, даже если за атмосферой той же "Формулы 1" надо ехать на другой край света. За это маршалы получают неописуемый драйв, гордость за страну, ибо российских маршалов стали всё чаще приглашать на этапы "Королевских гонок". Ну и конечно возможность пообщаться с лучшими гонщиками планеты. Причём не важно, когда это происходит - старт чемпионата, или финал, когда всё уже определено.
Амон Карабаев: "Гонку в Абу-Даби, не смотря на уже определившихся чемпионов, назвать "проходной" никак нельзя. Даже с учётом моего, как маршала, субъективного мнения. Всё-таки это "Формула 1", а это своя особенная атмосфера, это праздник. Команды также боролись, как на любом другом этапе. Пилоты позволили себе просто красиво ехать, демонстрировать возможности техники. И когда состоялся финиш, не смотря на то что чемпионом стал Льюис Хэмилтон, но гонку выиграл Валттери Боттас, было очень красиво когда они вдвоём на финишной черте покрутили "пончики".
Вообще же у маршалов даже вода своя. И иногда они делятся ей с вылетевшими гонщиками во время эвакуации. Единственный, можно сказать, особый кайф - это возможность взять на память осколок от болида, отлетевший во время столкновения - убирают их с трассы тоже маршалы, и могут либо выкинуть, либо поставить дома на полку "кусок болида Феттеля", например.
Опасна ли работа маршала?
Конечно же, как и в любом техническом виде спорта, опасность "ходит рядом" не только со спортсменами, но и с обслуживающим персоналом. Многие поклонники "Формулы 1" наверняка помят трагический случай, который произошёл на Гран-при Канады в 2013 году - во время транспортировки болида Эстебана Гутьерреса, один из маршалов упал под эвакуатор. В критическом состоянии он был доставлен в больницу, но врачи спасти жизнь пострадавшего не смогли - 38-летний мужчина, проработавший маршалом 10 лет, скончался...
Амон Карабаев: "Во время гонок практически всегда что-нибудь происходит. Например, в 2015 году на Гран-при России один из краснодарских маршалов, впервые участвовавший в гонке, догнал и голыми руками схватил оторвавшееся колесо. При этом резина-то была разогрета, то есть очень горячей, о чём в рабочем азарте человек просто забыл и в итоге получил ожоги. Этот случай был показан практически всеми телеканалами, благодаря чему этот маршал, можно сказать, проснулся знаменитым".
Только "Формула 1"?
Напомним, что кроме главного гоночного чемпионата - "Формула 1" проводятся турниры и в сериях "Формула 2" и GP3, где тоже работают маршалы. И по словам Амона, фанатам громких атмосферных двигателей, которых многим не хватает в "Королевских гонок", стоит обязательно посмотреть на эти гонки поддержки - тут рёва моторов хватит всем.